Японское домино
В результате разрушительного землетрясения и цунами 11 марта и последующих перебоев с электричеством, разрушений коммуникаций, приостановили работу около 500 японских предприятий автокомпонентной отрасли. Япония контролирует более 25% автокомпонентов, а по некоторым видам запчастей, например, датчикам воздушного потока, доля японских производителей свыше 50%. Легко представить последствия резких изменений в работе этих производств.
Проиллюстрировать можно примером остановки из-за разрушений ведущего в стране поставщика комплектующих для автомобильных двигателей — завода корпорации Riken Corp. в префектуре Ниигата. Riken производит около 50% всех поршневых колец и более 70% кольцевых уплотнителей для автоиндустрии Японии. После нарушений работы завода едва ли не весь японский автопром вынужден был на время прекратить производство.
Проиллюстрировать можно примером остановки из-за разрушений ведущего в стране поставщика комплектующих для автомобильных двигателей — завода корпорации Riken Corp. в префектуре Ниигата. Riken производит около 50% всех поршневых колец и более 70% кольцевых уплотнителей для автоиндустрии Японии. После нарушений работы завода едва ли не весь японский автопром вынужден был на время прекратить производство.В Японии больше всего пострадала Toyota motor corporation, которая 11 марта приостановила деятельность 18 своих заводов. О возобновлении производства на всех заводах (правда, лишь на 50% мощности, а многие зарубежные заводы загружены на 40%), Toyota объявила только 18 апреля. За время простоя, компания Toyota могла бы произвести 260 тысяч автомобилей.
Понесли экономический ущерб и другие компании: производственные потери Honda составили 58 тыс. (в зоне землетрясения у Honda оказались 113 поставщиков компонентов), Nissan - 55 тыс., Suzuki – тыс., Mazda - тыс., Subaru - 29 тыс. и Mitsubishi – 26 тыс.
Японские компании поставляют автокомпоненты на все ведущие автопроизводства мира. В частности, Denso - поставщик Toyota, GM, Mazda и Jaguar; Fujitsu работает с Ford, Subaru и Toyota; Aisin SW сотрудничает с Audi, GM и Toyota. Поэтому достаточно быстро отрицательные последствия землетрясения настигли Европу и США, снизили показатели выпуска автомобилей Volkswagen, General Motors, Peugeot-Citroen (практически в 2 раза в марте), BMW, Ford.
В условиях глобальной экономики, резкие изменения ситуации на рынке ведущей державы вызывают эффект домино и распространяются на весь мир, при этом наиболее интегрированные в мировую производственную систему страны страдают сильнее, чем менее развитые.
В этом плане Россия и её авторынок, из-за катаклизмов в Японии, пострадали не столь сильно, как европейские и американские автопроизводители, и несколько позднее. Тем не менее, проблемы в поставках запчастей и автомобилей Японии в РФ, неизбежны.
По автокомпонентам дилеры вынуждены будут решать – дожидаться восстановления объёмов производства качественных автокомпонентов в Японии или искать возможные альтернативы. Вероятно, решаться эти вопросы будут по-разному для каждой марки и даже модели автомобилей, например, японские внедорожники Toyota, производятся почти все в Японии и укомплектовываются японскими деталями, следовательно, какое-то время их просто не будет на российском рынке. Однако, сервисное обслуживание уже имеющихся машин остановить нельзя. Какие решения примут сервисные службы с учётом дефицита японских запчастей предсказать трудно.
Перебои в поставках автомобилей в России начались в некоторых автосалонах после 11 мая, когда закончились запасы автомобилей, произведенных в Японии до 11 марта. Как предполагали японские поставщики, максимальный срок ограничения поставок составит 10 недель, в частности, это коснётся моделей Toyota Corolla, RAV4, Highlander, LC Prado, LC 200, Hilux, Hiace, до месяца могут отсутствовать в России Avensis, Auris, Verso. На тот же срок будут ограничены поставки автозапчастей. Ближе к осени рынок будет испытывать дефицит автомобилей Mitsubishi, в то же время возможны проблемы с поставками автомобилей Mazda и автокомпонентов к ним (особенно это касается CX-7).
Относительно увеличения стоимости автокомплектующих можно сказать, что потребители ожидают именно этого, и, согласно опросам, готовы закупать впрок запчасти. Однако, будут ли в действительности значительно повышены цены на запчасти трудно сказать. Автодилеры и продавцы запчастей могут обратить внимание на альтернативные комплектующие, чтобы временно заменить японские комплектующие всех моделях, в которых это возможно, с минимальными или вообще без потерь качества, хотя сделать это будет проблематично. С другой стороны, поиск новых поставщиков, оценка качества, построение новой логистической цепочки довольно трудоёмкое занятие, к тому же есть надежда на более быстрое, чем ранее ожидалось, восстановление производственных возможностей Японии, поэтому, какая-то часть продавцов не будет пытаться заменить японские детали другими.
В свою очередь, на российском рынке ожидается увеличение стоимости автомобилей, однако насколько оно связано с последствиями природных катаклизмов сказать сложно, поскольку повышение стоимости японских автомобилей и так происходит, в соответствии с планом японских компаний.
В отличие от США и Европы, в России на автосборочных предприятиях запасы автокомпонентов формируются в довольно значительных объёмах, и это позволит российским заводам без изменений работать, но только до конца мая - начала июня.
В частности, Nissan в Петербурге уже объявил о приостановке работы с 30 мая по 3 июня в связи со срывом поставок двигателей из Японии, соответственно, производственный план Nissan в РФ снижен на 8%, до 46-47 тыс. автомобилей, кроме того, Nissan отменил 3-ю смену на заводе.
Наблюдая за развитием событий, можно сделать выводы, что землетрясение в Японии повлияло на авторынок, однако, не настолько катастрофически, как предполагалось сразу после удара стихии, и уж точно, апокалипсиса автомира не наблюдалось. Зная возможности японской экономики, можно предположить, что автокомпонентная отрасль Японии будет достаточно быстро восстановлена и это может привести к усилению конкурентной борьбы, в которой японские автопроизводители и автокомпонентщики будут стремиться восстановить свои несколько пошатнувшиеся позиции в мире. Однако, как именно и в каком направлении будут происходить изменения на рынке, не рискуют предположить даже сами японские автопроизводители. Высказываются осторожные прогнозы о восстановлении автопрома в Японии к декабрю 2011 года.