Развитие онлайн-бизнеса по продаже автозапчастей
Интернет-торговля в России находится на стадии активного развития, общим тенденциям соответствуют и онлайн-продажи автозапчастей. Это обусловлено постоянным увеличением количества пользователей интернета, кроме того, на сегмент автокомпонентов влияет, в настоящее время, положительная динамика производства и продаж автомобилей. Кризисные явления в экономике, в большей степени способствовали развитию сетевой розницы, в отличие от обычной, традиционной торговли.
Общие показатели
К концу 2010 года возможностями интернет-торговли в России воспользовались более 3 млн. человек, что на 10% больше, чем за аналогичный период 2009 года. При этом, оборот интернет-торговли в 2010 году увеличился на 30-40% (общий рост розницы в РФ — 4,4%) и составил порядка 240 млрд. руб. (порядка 1,5% всей российской розницы). В числе наиболее покупаемых в интернет-магазинах товаров - книги 13,5%, одежда и обувь - 12,5%, аудио-и видео записи — 11%, компьютерная техника - 10%, однако и автозапчастей покупают немало — 4% всего объёма реализованных таким образом товаров. В 2010 году через интернет было закуплено автозапчастей на сумму до 10 млрд. рублей, при ежедневной посещаемости интернет-магазинов комплектующих в 250 тыс. человек.
Покупатели
Количество покупателей в интернет-магазинах в течение второго полугодия 2010 года увеличилось на 10%, при этом количество покупающих единовременно 5 и более наименований товаров увеличилось на 20%. Порядка 35% покупателей тратят на товары в интернет-магазинах от 500 рублей до 3 тыс. рублей, около 25% приобретают товары на сумму от 10 тыс. до 30 тысяч рублей. Среди пользователей 25% обращаются к интернет-ресурсам специально, чтобы найти товар и купить его. Изучают информацию о товарах и откладывают покупку 30% покупателей. И порядка 20% посетителей интернет-магазина становятся постоянными покупателями.
Интересно, что автозапчасти в интернет-магазинах покупатели приобретают преимущественно из офисов, находясь на работе - до 75%, возможно потому, что у таких пользователей нет времени на посещение обычного магазина.
Постепенно снижается доля пользователей, расплачивающихся за товар, купленный в интернет-магазине, наличными: в конце 2010 года таковых было 45%. Соответственно, увеличивается количество тех, кто применяет для оплаты электронные деньги и пластиковые карты. Это может быть показателем того, что интернет-торговля вышла за пределы больших городов, где концентрировалась изначально и осваивает регионы, в то же время, растёт количество товаров, покупаемых на зарубежных ресурсах.
Среди преимуществ интернет торговли, до 75% покупателей отмечают экономию времени, более 52% также утверждают, что товар, приобретаемый в интернет-магазинах дешевле, чем в обычных торговых точках. Порядка 30% покупателей отмечают, что в сети можно найти товар, который недоступен в регионе или даже стране.
Наиболее часто автомобилисты приобретают в интернет-магазинах элементы внутренней отделки салона, детали кузова, двигателя; такие запчасти, как фильтры и свечи покупают крайне редко.
Организация
В настоящее время рост интернет-торговли ограничивает ряд факторов. В частности, наиболее трудно решаемой проблемой, является недоверие пользователей сети к интернет-кошелькам и пластиковым карточкам и недоверие к самому интернету, что связано с культурными реалиями, при которых «настоящими» воспринимаются только наличные деньги, а процесс купли-продажи подразумевает прямой контакт покупателя и продавца.
Организация своевременной межрегиональной доставки при российских масштабах и слабости транспортной инфрастуктуры является значительной трудностью. В пределах города товары, имеющие небольшой вес и размер, могут быть доставлены курьером. Сложнее при доставке запчастей большого вес и габаритов, в этом случае, интернет-магазин должен располагать транспортом в собственности или аренде. Оптимально выстроенная логистика , обеспечивающая своевременность доставки, часто является ключевым фактором в конкурентной борьбе между интернет-магазинами.
Информационное обеспечение в организации интернет-торговли может способствовать развитию интернет-магазина или наоборот, сдерживать его. Покупатель должен иметь возможность быстро найти нужную запчасть, получить информацию о совместимости её с моделью автомобиля и иметь взможность проконсультироваться со специалистом онлайн. Если пользователь на каком-либо этапе не получает указанных услуг, то он этот интернет-магазин более не посещает. Поэтому актуализированная легкодоступная база данных автозапчастей является необходимым фактором развития интернет-магазина. При этом, создать качественную систему поиска информации по каждой отдельной запчасти очень сложно, поскольку номенклатура автокомпонентов чрезвычайно широка.
Участники
Решение проблем функционирования интернет-магазинов автозапчастей, по силам только уже существующим в реальности оптовым, розничным магазинам автокомпонентов или сети розничных точек. Таким торговым предприятиям интернет-магазин позволяет расширить ассортимент, увеличить количество покупателей, расширить географию продаж. Немало компаний, которые совмещают разные виды торговли автозапчастями с авторитейлом. Позиции на рынке интернет-торговли основных участников, в частности, кто из них обладает наибольшим объёмом продаж, пока недостаточно изучены. Это связано с тем, что рассматриваемый сегмент рынка развит относительно слабо, и мало влияет на совокупные показатели продаж компаний. Основные конкурентные баталии здесь ещё впереди. Тем не менее, можно выделить ряд крупнейших игроков интернет-торговли автокомпонентами.
|
Крупнейшие интернет-продавцы автокомпонентов |
||
компания |
кол.во наименований запчастей |
количество брендов автокомпонентов |
сеть |
EXIST.ru |
26 млн |
600 |
ок. 200 городов РФ |
Форум-Авто |
98 000 |
125 |
24 города РФ |
ИРИТО |
20 000 |
|
57 городов РФ |
Атлант-М |
|
|
7 городов РФ |
Автолига |
|
ок. 130 |
Москва и Московская обл. |
DIOL Autoparts Warehouse |
|
165 |
|
AD SMARTEC |
50000 |
ок. 150 |
6 городов РФ |
AD Колесо Фортун» (Санкт-Петербург) |
20000 |
ок.100 |
15 городов РФ |
AD Москворечье (Москва) |
|
ок. 150 |
6 городов РФ |
Армтек Авиа |
65 000 |
ок. 300 |
19 городов РФ и РБ |
Форвард |
15000 |
|
Москва, СПтб, Омск |
Рольф |
|
|
Москва, СПтб, Оренбург |
Авто-Евро |
40000 |
ок. 60 |
Москва |
Рикамби |
ок. 1400 |
|
Москва |
Альфа Технология |
|
40 |
15 городов РФ |
Мир больших машин |
|
ок. 80 |
Москва |
Перспективы
Будущее интернет-торговли автозапчастями оценивается вполне оптимистично. Прежде всего, общие объёмы рынка интернет-торговли в России, при сохранении существующих тенденций, к 2015 году увеличатся в 2,5 раза, годовой оборот интернет-торговли может вырасти до 600 млрд. рублей. Соответственно, объём интернет-продаж запчастей может также увеличиться до 25 млрд. рублей. Однако, эта цифра может и корректироваться в положительную сторону, если учесть значительные темпы восстановления авторынка, и продолжающееся увеличение количества пользователей интернет.